

Многие любители истории, наверное, задавались вопросом, почему европейские мужчины конца XVI — начала XVII вв. часто носили на шее причудливые пышные воротники. Было ли это модно, или существовала какая-то особая причина?
Более подробно об этом мы расскажем в новой статье.
Небольшой экскурс в историю появления "пышных воротников"
Джон Смайт в обычном льняном воротнике в 1579 году.
Одной из наиболее характерных форм европейской моды конца XVI века был знаменитый объемный "рюш". Это широко сложенный съемный воротник, часто укрепленный проволокой и крахмалом. Ученым и исследователям не удалось установить точное происхождение такого воротника, хотя существует известная легенда о том, что его ввела одна известная испанская дворянка, страдавшая проблемами с шеей.
Известно лишь, что в эпоху позднего Возрождения грубые воротники были украшением самых богатых и привилегированных кавалеров испанского двора и считались очень дорогими и трудоемкими в уходе. Складки таких воротников застывали только в течение нескольких часов, и носить их можно было только один раз, поскольку под воздействием температуры тела и погодных условий воротники со временем провисали и теряли свою форму.
Почему их носили?
К сожалению, ответ на этот вопрос очень прост и банален.
Считается, что грубые воротники носили потому, что они помогали держать шею в гордом и внушительном вертикальном положении. Кроме того, поскольку они были очень модными, причудливыми и очень дорогими, многие женщины, а также все знатные мужчины стали носить эти неудобные воротники.
В Испании носить такой изысканный воротник считалось важнее, чем быть модным. Это было связано с тем, что он являлся ярким символом аристократизма и очень высокого экономического достатка.
Развитие моды в Европе на такие воротники
Король Испании Фелипе III любил носить грубые воротники даже на своих военных и парадных доспехах.
Первоначально эти воротники были весьма скромных размеров. Только появление в Испании крахмала, привезенного из Нидерландов, способствовало увеличению размеров таких воротников.
Уход за этими великолепными ошейниками требовал немалых усилий. Слуги укладывали их в специальные коробки. Белую льняную ткань, на которой шились эти воротники, натирали крахмалом. Затем ткань аккуратно складывали в складки, иногда в виде восьмерки. Затем их прижимали и сушили горячим круглым прутом, называемым гофрированным железом. Очень широкий ерш, сложенный в ткань, был слишком тяжел, чтобы удерживать только крахмал, поэтому требовался дополнительный металлический каркас, в который втягивался весь основной крахмал льняной ткани.


Настоящая европейская мода пришла на воротники с рюшами из Испании и начала процветать, когда в 1550-х годах в Англии появилось производство крахмала; в 1564 году госпожа Динген ван дер Плассе переехала из Фландрии в Лондон и открыла свое дело по производству крахмала.
Бизнес процветал, и вскоре по всему Лондону появились производители. Крахмал получали из зерновых культур, таких как пшеница и кукуруза.
Крахмал продавался в том числе и в Испании, где Уильям Сесил, премьер-министр королевы Елизаветы I, однажды сказал Чем утолить голод тех многих, кто умирает от голода на улицах?".
Костюм XVIII века. Бокова Вера Михайловна. Цикл «Приключения моды в России», ГИМ. Лекция
Кстати, мода на широкие ершики способствовала их широкому распространению в Европе (сначала в Италии). Соус, вино или сок. Хоть какие-то плюсы от этих воротничков, правда?
Критика этой моды и её торжественный закат
Капитан Рене Реаль и Корнелис Михельс в компании Ли 1637 г. Многие блюда с воротниками в это время были уменьшены в размерах или полностью заменены свободными кружевными воротниками, и мода стала их вытеснять.
Несмотря на свою невероятную популярность, воротниковые оборки стали причиной очень широкого конфликта в XVI веке. Протестантские группы, обычно протестовавшие против излишеств моды, называли эти воротники непрактичными и безвкусными "колесами".
И эти воротники не были эффективными. Ведь они значительно ограничивали движения, были очень сложны в создании, крахмалисты и, как правило, поддерживали определенные формы.
Филипп Стаббс, известный пуританин того времени, был потрясен модой на такие воротники: в 1583 году он писал: "Воротники того времени были не только самыми дорогими, но и самыми дорогими, и самыми дорогими из всех воротников того времени" (1583, с. 3).
‘Гигантские ошейники-монстры… Они выступают на четверть ярда из их шей… Дьявол — полнота их злобы, и он первый изобрел эти "колеса". Это явно его одежда. ‘
Однако чем сильнее распространялась в Европе подобная мода, тем более причудливых людей можно было встретить в накрахмаленных ‘рафах’, часто с невероятно большими воротниками. Дошло до того, что некоторые европейские правительства пытались принять законы, ограничивающие размер таких воротников. В период с 1558 по 1603 гг. правили и любили носить такие воротники, а в 1580 г. английская королева Елизавета I, размер которых люди могли носить за пределами своего сада. Она приняла закон, ограничивающий Она поставила стражу у ворот одного из крупнейших городов Англии, чтобы солдаты следили за "приблизительными" размерами прибывающих в город людей.
В начале XVII века мужчины продолжали носить такие воротники, но уже через несколько десятилетий они вышли из употребления. К моменту вступления на английский престол короля Карла в 1625 г. эти воротники вообще исчезли, а на смену им пришли кружевные воротники без плеч, называемые воротниками с тонкими лентами. Затем король Испании Филипп IV запретил их ношение на своей национальной территории.
Мало кто знает, но такие огромные воротники являются частью официальной одежды многих епископов и пасторов церкви Гренландии, Дании и Фарерских островов. Известно, что и многие современные итальянские судьи носят на шее халаты с подобием RAF. Таким образом, в какой-то степени мода на ‘RAFS’ окончательно утратила свою европейскую мужскую сущность.

