

Декоративные ткани ручного или машинного тонирования отличаются внешним видом, красотой и высоким уровнем мастерства изготовителя. Декоративные ткани — это изделия декоративно-прикладного искусства. Как правило, декор ткани состоит из повторяющихся рисунков и достигается путем ткачества, печати или вышивки; все три способа использовались с древности и были известны практически во всех странах. Художественность работы зависит от назначения ткани и текстильной технологии. Шаблоны отражают своеобразие стилей разных периодов в развитии искусства и различных национальных художественных школ.
История появления декоративных тканей
Древние декоративные ткани известны по произведениям искусства и литературы, по отдельным тканям, найденным при раскопках, например, фрагменты древнеегипетского льна II тыс. до н.э. Текстильные фрагменты из городов Северного Причерноморья.
Китайские народные декоративные ткани
Китайские ткани обладают большими художественными достоинствами. В первую очередь это относится к шелку и золотому прядению, которые датируются концом II тысячелетия до н.э. Фрагменты украшенных тканей V-III вв. до н.э. e., обнаруженные при раскопках в Чанге. f., III в. до н.э. g., III в. до н.э. h., V в. до н.э. i., III в. до н.э. Сохранились также богато окрашенные ткани времен династии Хань (206 г. до н.э.). Широкую популярность приобрели чехловые ткани или "кроеные шелка", изготовленные в Китае в XVI и XVII веках, а также различные виды бархата, шелка и утки.
Китайский текстиль украшали геометрические узоры, стилизованные мотивы растений и животных, символы (круги, драконы, облака и т.д.) и идеограммы. Японский текстиль по материалам, производству и декору был похож на китайский.
Индийские народные декоративные ткани
На протяжении столетий, начиная с III тысячелетия до н.э., индийские ткани из хлопка или не шелка славились своими набивными рисунками, как и узорчатые шелка и прозрачные льняные ткани. Декор этих тканей состоял в основном из ботанических мотивов. Часто с богатыми компонентами и повторяющимися сюжетами.
Персидские народные декоративные ткани
С древности в Персии существовали мастерские по производству шерстяных и шелковых тканей. Сохранились фрагменты шелковых тканей сасанидского периода (III-VII вв.). Обычно они представляли собой круглые, овальные или другие медальоны с изображениями царских поз, сцен охоты и мифологических божеств-животных; в XV-XVII вв. высоко ценились персидские шелковые и золотые ткани. На персидском муаре, атласе и бархате с хлопчатобумажными вариантами были стилизованные мотивы, заимствованные из растительного и животного мира, а также эпические сцены.
Египетские и византийские народные декоративные ткани
Много примеров сохранилось из коптского египетского текстиля (IV-VII вв.). Украшения состояли из различных религиозных сюжетов. Византийская декоративная отделка тканей испытала сильное влияние позднеклассического периода и эпохи Сасанидов. Характерными узорами византийских тканей являются круги с орлами, колесницы и библейские сцены.
Арабские народные декоративные ткани
В арабских странах изготавливались гладкие ткани с узорами из шелка и золота; уникальные турецкие атласы и бархаты XV-XVIII вв. обычно содержали изображения полумесяцев и гвоздик.


Испанские народные декоративные ткани
Декоративное ткачество в Испании, достигшее своего апогея в XVI веке, было тесно связано с ближневосточным искусством. Испанские шелка и бархаты с шелковыми вариантами имели геометрические орнаменты в сочетании с мелкими растительными мотивами, что свидетельствует о мавританском влиянии. Известны также различные золотые ткани. Особенно славился шелк с тонкими серебряными нитями и позолотой, известный в России под названием алтава.
Итальянские народные декоративные ткани
Декорирование стен тканью. Преимущества системы Covertex
Итальянские декоративные ткани были известны уже в XIV веке. Наибольшего расцвета их мастерство достигло в XVI и XVII веках. Наиболее известные венецианские ткани имеют мелкие растительные узоры, геральдические орнаменты и растительные орнаменты, реже встречаются изображения живой природы. Наиболее ценными итальянскими золотыми тканями были ткани из сложных композитов, называемые по-русски анцетами.
Французские народные декоративные ткани
Французские декоративные ткани начали конкурировать со своими итальянскими коллегами в XVII веке и достигли своего апогея в XVIII веке. Особенно престижными были шелковые ткани из Лиона — бархаты, атласы и дамаски с шелковыми вариантами. Декор французских тканей состоял из цветов и реалистичных изображений букетов, архитектурных мотивов и жанровых сцен.
Русские народные декоративные ткани
Текстильные изделия, отличающиеся художественными достоинствами, созданы народами, проживающими на бывших территориях СССР. Народы Средней Азии и Закавказья имеют древние традиции художественного ткачества шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей и ковров.
Декоративное ткачество было известно еще в Древней Руси. Его практика встречается как в литературе, так и в сохранившихся фрагментах северославянских шерстяных тканей X-XI вв. Ткани с различными декоративными принтами использовались для изготовления покрывал, полотенец, скатертей, шалей и одежды у русских, украинцев, белорусов и прибалтов.
История русского шелкоткачества началась в XVI и XVII веках и достигла своего расцвета в XVIII веке. Дамаска, брокат и гри выпускались как в виде огромных, так и мелких узоров из роз и других цветных букетов.
В XX веке развитие текстильного производства на фабриках и совершенствование техники нанесения рисунка на ткани позволило повысить художественное качество отечественного текстиля. К созданию текстильных образцов стали привлекаться художники, в 1920-е годы предпринимались попытки создания стандартов с использованием нескольких цветов и ограниченного количества узоров; в 1930-е годы возобновился интерес к классическому и народному наследию страны в попытках создания декоративных по рисунку и цвету тканей стимулировало создание новых декоративных тканей. Чаще стали использоваться цветочные мотивы, иногда на советских гербах; к середине 1930-х годов на крупных текстильных предприятиях страны были созданы художественные мастерские.
С середины 1950-х годов мастера советских декоративных тканей Н.М. Жовтис, С.А. Заславская, С.А. Каусов сосредоточились на разработке новых тканей и новых видов орнаментов с более разнообразными ритмическими структурами. Так началась эпоха открытости всему новому, которая продолжается и по сей день.

