

Всегда интересно наблюдать за созданием произведения искусства. Искусство создания фламандского кружева — старинное ремесло, а потому еще более захватывающее.
Тяжелое искусство
Прекрасные изделия имеют несколько названий. Их называют и брабантским, и брюггским кружевом. В Европе существует множество кружевных мастерских. Каждое изделие поражает как тонкостью пряжи, так и сложностью переплетения. Наиболее интересные изделия можно увидеть в кружевных центрах в Брюгге. Здесь же можно полюбоваться современными кружевными изделиями в режиме реального времени.
Для вращения нитей в помещении сырье подбиралось с учетом специальных расчетов, что позволило сохранить эластичность кудели, а нити стали тонкими и почти незаметными на глаз.
Эту работу доверяли нежным рукам, поэтому пряли девочки и совсем юные девушки. Труд был чрезвычайно тяжелым.
Первые кружева в Европе появились в конце XV века. Во Фландрии это искусство начало развиваться на столетие позже. Однако, по некоторым данным, промысел зародился именно здесь, так как именно здесь было много итальянских фламандцев.
История промысла
По некоторым гипотезам, это искусство было изобретено римлянами. Произведения искусства создавались путем вытягивания нитей, переплетенных с тканью. Образовавшиеся отверстия закреплялись вышивкой.
Первые кружева создавались с помощью иглы, нить давала петлю, к которой крепилась нить. После использования катушек и игл открытая миграция узора из плотной ткани была заменена плетением по узору. Ткань оказалась двусторонней.
Далее переплетение осуществлялось с помощью материалов, нити которых были рубцовыми. Очень важно во время всей работы сохранять правильное положение деревянных палочек.
Опытные кружевницы могут легко упражняться с сотнями таких палочек и быстро перебрасывать их для получения самых сложных узоров. Каждая область отличалась своим назначением. Различались и приспособления, и стандарты. Для Фландрии характерны плоские, большие подушки.
Бельгийские и голландские мастера использовали буковые коклюшки X века для изготовления овальных расшивок. Португальских кружевниц привлекали крупные коклюшки. Да, они использовали пряжу.
Разновидности
Англичане делали ставку на прямоту и деликатность коклюшек.
В XVII веке на фламандских скамьях стали делать очень тонкое кружево без рельефа. Его называли бенш по месту своего рождения. Декор образовывался плотным переплетением нитей, на фоне которого располагалась узорчатая решетка. Наиболее яркой особенностью бенша является его удивительно сложный узор, напоминающий мерцающую снежную звезду.
На тюлевое кружево ориентировались столетием позже. Орнаменты не соединялись сетками. Теперь эту роль взял на себя тюль, представляющий собой сетчатую поверхность ручной работы. Появление невесомого, холодного кружева обусловлено стилистическими изменениями века.
На смену тяжелому, пышному стилю барокко пришел более утонченный стиль рококо. Эти перемены отразились и в кружевном деле. Плотность затейливых цветочных и растительных украшений гипюра предыдущего столетия сменилась великолепно выполненными цветами с бантовыми венками и лакайльными завитками, расположенными на фоне тончайшего тюля.
К началу XVIII века Брюссель стал считаться центром кружевоплетения. Местные кружева стали известны под английскими, а не бельгийскими названиями. Это заблуждение объяснялось запретом на ввоз фландрского кружева на Туманный Альбион с целью развития местного ремесла. Из-за невероятного спроса на иностранное кружево купцы были вынуждены торговать бельгийским кружевом под видом британского.
Изделия, напоминающие брюссельские узоры, изготавливались мастерицами в городе Брабант. Так появилось новое название "брабантское кружево". Технически это кружево было идентично брюссельскому, но по тонкости исполнения уступало ему. Плетение было менее плотным и менее техничным.
Декоративные фоны унтеров требовали одновременного первого и второго плетения, что было очень сложно при изготовлении простых изделий. К середине века эта техника была упрощена. Идея аппликации на тюле возникла в Брюсселе. Этот вариант получил признание в новом веке.
Готовый орнамент ткался отдельно и пришивался к основе. Прием значительно ускорял создание и снижал затраты. В настоящее время плетением тюля занимались менее квалифицированные мастера. С 30-х годов прошлого века появился тюль машинного производства, что еще больше снизило затраты. Только самые сложные орнаменты выполнялись вручную.


Брюгге — один из центров фламандского кружевоплетения. Интенсивный рост производства здесь начался в 1717 году. В середине прошлого века в городе насчитывалось около 10 тыс. мастеров. Почти 100 школ обучали единственному способу зарабатывать деньги.
После Второй мировой войны они стали закрываться. Новым рождением гонок и ростом интереса к ним стало развитие туризма. Фламандские скачки пришлись по душе путешественникам. Открывались все новые и новые магазины. А в Брюгге началось строительство кружевного центра. Это возродило почти забытые традиции кружевоплетения.
Современные фламандские кружева
Сегодня классификация изменена. К самым роскошным образцам относится брабантское кружево. В основе плетения лежала шестиугольная петля. В процессе работы обе стороны располагались параллельно основе. Далее формировались четыре переплетенные нити.
Сложные идеи узоров мастера брали у природы, и со временем орнаменты менялись и приобретали форму в соответствии с модным вкусом. Великолепие брабантского кружева подчеркнули декоративные петли с квадратными точками d’ esprit.
Искусство 17 века.Искусство Испании и Фландрии
Непосредственно розовый тонкий лен — это угол. Такое сырье можно было найти только в Брабанте. Углы и ракурсы отличали различные техники и орнаменты. Узоры располагались на фоне тюля, но есть образцы с преобладанием фона, который был зазубрен, т.е. завязан или украшен мелкими зубцами связок.
Варьировались открытые заготовки и орнаментальные элементы флоры. Он подчеркивал их мягкую рельефность. Кружево не создает такого впечатления, но техника изготовления и общность схожи.
После того как монахини Брюгге начали свое обучение, появилось много новых узоров. Одно из таких изделий было названо в честь герцогини Брабантской. На белом и чистом фоне было беспорядочно разбросано цветочное кружево. Образовались разновидности брабантского и брюссельского.
В Альсте также производилось шитое кружево, которое также называлось брюссельским. Его особой разновидностью было "пустынное" кружево, которое не имело фона. Орнаменты в нем соединялись напрямую, без перехода.
Его также называли кружевным морским; мелекенские мастерицы предпочитали орнамент "рокалея" с плотным переплетением нитей и узорчатой фоновой сеткой. Однако главным фирменным знаком были рельефные контуры, образованные по краям узора блестящими нитями. Со временем морской орнамент стал воздушным и прозрачным. Его стали использовать для украшения одежды и аксессуаров.
Для антверпенского кружева характерен мотив флоры с вазами и фоном в виде звездного неба.
Коклюшечное кружево зародилось в Брюгге. Для него характерен цветочный декор, в котором используются нити разной толщины. Основой служит тесьма, соединенная без перерыва в сложный узор.
Для получения коклюшечного кружева необходимо накрутить коклюшку на сетку, используя нить, закрепленную булавками на специальной подушке. В конце процесса булавки снимаются, и красивое кружево готово. Эти изделия полностью изготавливаются вручную.
Кружево — один из самых изысканных элементов одежды. Оно также популярно в мире моды. Изысканные и красивые украшения, созданные на его основе, всегда пользуются успехом.
Это изделие называли "переносным богатством", поскольку кружево можно было менять с костюма на костюм. Его ценили так же высоко, как ювелирные изделия. Интересно, что если узоры часто придумывали и рисовали мужчины, то ручным плетением всегда занимались женщины.
Бельгийские монахини до сих пор бережно хранят секреты приобретения изысканных изделий ручной работы, игнорируя зарождающееся машинное производство.

