
Физиологические данные: мальчик, возраст — 9 лет, рост — 140 см.


Оценка результатов.
Отклонения от среднего физического не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см для девочек. Если полученный в результате расчета рост на 20% больше или меньше среднего, это может свидетельствовать об эндокринной патологии.
2. Для определения ямочного индекса используйте собственные данные.
Формула расчета ямочного индекса (ИТ) |
Оценка результатов.
Индекс тесноты измеряется в пределах от 19 до 24 единиц, что соответствует нормальным размерам тела; если значение индекса тесноты находится в пределах от 25 до 27 единиц, это свидетельствует о худобе организма; если индекс ямочности больше 27, это свидетельствует об ожирении.
3. определить силу телосложения.
Зная свой рост, вес и окружность грудной клетки, можно рассчитать индекс крепости телосложения по формуле Пиньи.
Формула Пиньи (индекс силы телосложения) Сила телосложения(Пинья)= рост, см- (масса тела, кг + ог)Фаза выдоха.(в см) |
Оценка результатов.
Полученные значения показателя Pigna (взрослые) оцениваются по следующей шкале
Менее 10 — крепкое телосложение
10-20 — хорошее телосложение
21-25-Среднее телосложение
26-35 — слабое телосложение
36 и выше — очень слабое телосложение
Форма отчета.
Сравните рассчитанные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте выводы о собственном физическом развитии.
Контрольные вопросы:
1. определите возрастной период развития.
2. перечислите антропометрические показатели.
3. дайте гигиенические рекомендации по разработке физических показателей для детей с избыточной массой тела.
Раздел 2: "Возрастные особенности нервной системы".
Тема 2.1. строение и функции нервной системы.
Тема: функционирование вегетативной нервной системы.
ЦЕЛЬ: определить функции вегетативной нервной системы.
Объект исследования: человек.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: секундомер (или время с секундной стрелкой).
Вопросы для повторения:
1. Каковы функции отделов вегетативной нервной системы?
Ход работы.
1. испытуемый ложится на спину и отдыхает 3-5 минут, после чего подсчитывается пульс при температуре 15 С. В течение первых 15 С пульс внезапно повышается, и в этом положении пульс подсчитывается снова. вычислите разницу между двумя показаниями. вычисляется разница между двумя показаниями.
Оценка результатов.
В связи с нормальной напряженностью и возбудимостью нервной системы разница между двумя показаниями пульса не должна превышать 12-18 ударов в минуту; у лиц старше 18 лет это свидетельствует о повышенной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы.
2. испытуемый прижимает тупую часть карандаша к коже на тыльной стороне кисти. В результате появляется белая полоса. Однако через несколько секунд эта полоса исчезает, а на ее месте появляется красная. Причина изменения окраски на поверхности кожи связана с деятельностью вегетативной нервной системы. Еще через некоторое время дерма становится нормальной.
Появление белой полосы связано с рефлекторной деятельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы — с парасимпатическим отделом (расширение сосудов).
Форма отчета.
Опишите свой опыт и сделайте вывод о функциях отделов вегетативной нервной системы, которые вы наблюдали.
Контрольные вопросы:
1. Химическое вещество атропин блокирует действие парасимпатической нервной системы, вызывая тем самым эффект, соответствующий стимуляции симпатической нервной системы. По вашему мнению, его действие проявляется следующим образом.
(а) пищеварительная система;.
в) частота сердечных сокращений?
2. все органы нашего тела, таким образом, регулируются вегетативной нервной системой (как в эксперименте)?


3. Химическое вещество пилокарпин стимулирует парасимпатический отдел нервной системы. Как Вы считаете, его действие распространяется на.
(а) пищеварительная система;.
в) частота сердечных сокращений?
Тема: Прямоугольный мозг.
Цель работы: ознакомиться с функциями прямоугольного мозга.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: десертные ложки, спиртовка, карандаши.
Вопросы для повторения:
1. из каких частей состоит мозг?
2. кратко опишите функции каждой части.
Ход работы.
1. чистая ложка, к которой экспериментатор прикасается тыльной стороной.
Математическое Ожидание, Дисперсия, Стандартное Отклонение за 5 минут

Язык. Глотательный рефлекс возникает непреднамеренно.
2. испытуемый выполняет последовательно несколько глотательных движений. Если во рту нет слюны, то глотательный рефлекс не возникает. 3.
3. Испытуемый делает два-три быстрых, глубоких вдоха и выдоха. Затем дыхание на некоторое время останавливается.
Форма отчета.
Какие функции прямоугольного мозга были выявлены в этих экспериментах?
Контрольные вопросы.
1. Почему нельзя давать детям для игр мелкие предметы (пуговицы, мячи, орехи)?
Практическая работа
Тема: Прямоугольный мозг. Мозжечок.
Цель: определить функции мозжечка, показать взаимодействие коры больших полушарий и эллиптического мозга на основе деятельности дыхательных центров.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1. каковы основные структуры мозжечка?
2. Что вы знаете о функциях мозжечка?
Ход работы.
Испытуемый вдыхает (не очень глубоко) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30-40 секунд) дыхание становится затрудненным и происходит непроизвольный выдох. Отметьте, как изменилось дыхание.
Если дыхание нормализовалось, испытуемый должен сделать два-три быстрых глубоких вдоха и выдоха и обратить внимание на непроизвольную задержку дыхания.
Форма отчета.
1. Почему дыхание стало более глубоким и частым?
Задержал ли испытуемый дыхание?
2. почему после нескольких быстрых выдохов и вдохов дыхание на некоторое время останавливается?
3. на основании проведенного эксперимента сделайте выводы о работе
дыхательного центра и роли коры больших полушарий в дыхании.
Ход работы.
Пальцевый тест.
Испытуемый закрывает глаза и вытягивает правую руку с вытянутым указательным пальцем. Затем кончиком указательного пальца прикасаются к кончику носа.
Оценка результатов.
В норме здоровые люди легко справляются с этим заданием. При нарушении функции мозжечка задание выполняется только при опущенной руке.

