

- Просмотреть все изображение.
Почтовая открытка конца XIX века
Посмотреть полное изображение.
Первая полоса газеты с освещением матча по женской борьбе, декабрь 1897 г.
Посмотреть полное изображение.
Мария Матрос Подубная (справа) на борцовской арене в Гамбурге.
Посмотреть полное изображение.
Борец Марина Ларс.
Посмотреть полное изображение.
Женская борьба была запечатлена и на старых открытках.
Сто лет назад в Иркутске проводился международный чемпионат по французской женской борьбе.
Запланированное мероприятие вызвало большой ажиотаж в городе, в газетах было отведено немало места под рекламу. Впервые жители Иркутска смогли увидеть представительниц слабого пола в столь необычном амплуа. В чемпионате приняли участие десять спортсменок, считавшихся сильнейшими борцами своего времени, в том числе знаменитая Фрида Данберг.
Международный чемпионат Франции по женской борьбе открылся 21 апреля 1912 года в шатре цирка, где состоялся торжественный выход десяти спортсменок. Первой на площадку цирка с национальным флагом в руках вышла чемпионка Великобритании, сообщает агентство Reuters, а в очереди за ней этот артист объявил следующее.
— Чемпион Германии, Данберг! Австрийский чемпион, Оффенбахер! Чемпион Греции, Гастилос! Обладатель всех мировых рекордов по тяжелой атлетике, чемпион Шотландии Кельт! Чемпион Румынии Василеско! Чемпион Норвегии Нельсон! Кубанский косач Шевченко! Чемпионка Польши Янковская! Единственная женщина-коррида, чемпионка Испании Галарди!
Грудная туша.
Екатерина Полещук (Краснодарский край) — Ирина Ологонова (Бурятия)


После парада на ковер вышли немец Данберг и австриец Оффенбах. Поединок между ними продолжался три минуты. Техничный немец неожиданно среагировал в "Тур де Тет", воспользовался моментом и ударил австрийца в обе лопатки. В следующем поединке, Гастилос — Кельт, зрителям потребовалось чуть более 15 минут, после чего гречанка с помощью захвата руки перевернула соперницу на спину и выиграла поединок. Публика, наблюдавшая за происходящим на арене, была вне себя от радости.
На следующий день зрительный зал был полон. Кубанская косака Шевченко пыталась победить британского корреспондента Reuters. Ей это не удалось, но она развлекала публику — рассказывала сальные анекдоты о своих соперницах. За что и поплатилась: через 13 минут Райтер завершила матч победой на бра-руле.
Несмотря на поражение, кубанская казачка стала любимицей публики. В поединке с Серто Шевченко, который был наполовину выше ее, удалось устоять. Борьба продолжалась полчаса и закончилась вничью. В дальнейшем отличилась чемпионка Румынии Василеко, получившая от зрителей дерзкую пантеру: через два дня в Иркутске к Большому присоединилась чемпионка России и Европы мадам Морозова. Мадам Морозова блеснула использованием убойной техники переднего пояса и двойного нельсона. В настоящее время прием "двойной нельсон" в некоторых видах борьбы запрещен из-за крайней травмоопасности. Он производится в стойках, борцы просовывают руки в подмышки противника и давят на его шею.
Борьба между Джиральди и Дамбергом отличалась приемом, редко встречающимся даже среди профессиональных борцов-мужчин: чтобы поддержать интерес к чемпионату между иркутянами, его организаторы привезли Джиральди бенефис в Испанию. Как показано на афише, для этого бенефиса мадемуазель Жиральди должна была встретиться с трупом, поэтому кузнец должен был разбить молотом раскаленное железо. Кроме того, было объявлено, что ей предстоит сразиться с настоящим андалузским быком. Ровно через месяц завершился Международный чемпионат по женской борьбе среди женщин. Большой золотой венок и титул чемпионки Восточной Сибири получила немка Данберг, второе место и большую золотую медаль — г-жа Морозова, которая впервые в своей карьере была удостоена золотой медали. Австриец Эмбахер получил большую серебряную медаль и звание чемпиона Иркутска. Обладатели первых трех мест разделили призовой фонд в 2000 франков.
Поклонники и противники
С начала 1900-х годов на аренах российских цирков стали популярны соревнования по борьбе. Раздельные поединки устраивались и раньше, но с этого времени стали проводиться французские схватки (другие названия — греко-римская или классическая борьба, где захват соперника под пояс не допускался). На соревнованиях разыгрывались призы, даже звания чемпионов России, Европы и мира. Боевые состязания устраивались не только в цирках, но и в летних театрах, на катках и в зоопарках.
Женская борьба разделила зрителей на два лагеря: болельщиков и противников. В одном из репортажей о женской борьбе того времени говорилось, что "куры топорщатся и выщипывают друг другу перья". Ниже приведена цитата из репортажа о женской борьбе из книги известного историка российского цирка Юрия Дмитриева "Русский цирк". Надо ли говорить, что вместо изящных демонстраций различных приемов борьбы это приводит к самым безобразным выходкам двух взбудораженных женских существ, напоминающих ведьм из "Макбета". В Ярославле цирковые борцы и борчихи стали бороться за одно первенство и устраивать поединки друг с другом. Дмитриев сделал следующие выводы. Таким образом, под влиянием вкусов буржуазных масс цирковая борьба становилась все более светской.
Я нашла себе мужа на арене.
Самой титулованной и одновременно самой загадочной цирковой борчихой была Маша Матрос (урожденная Мария Подубная), сестра знаменитого русского борца Ивана Подубного: к 1910 году она шесть раз завоевывала титул чемпионки мира по борьбе (ее мужем был Матрос). (Матрос — это фамилия, измененная для цирковых афиш в честь ее мужа Раша). Цирковые афиши объявляли, что после того, как она покончит со всеми членами борцовской команды, все они приглашаются на арену цирка, чтобы побороться с ней и попытать счастья.
В 1901 году после героической обороны города от китайцев громогласная госпожа Юдина покинула Благовещенск. Эксцентричная Юдина стала удивлять всех, вызывая на "дуэль" гастролировавшего в городе циркача Глена. К радости хозяина цирка, публика собралась в полном составе. Бой был инсценирован как настоящая дуэль. Немка Катя Блюмбах (Сандвина), одна из самых известных сильных женщин своего времени, обладала необыкновенными данными: вес 85 кг, рост 184 см, обхват бицепса 44 см, обхват запястья 20 см, обхват бедра 67 см. Сандвина сумела превзойти в силовых тренировках самого Евгения Сандова, выдающегося атлета XIX века, считающегося основоположником современного бодибилдинга. Свой псевдоним Катя взяла из своей фамилии.
Самая захватывающая часть силового и акробатического представления с участием Сандвины началась в тот момент, когда ее отец объявил, что даст 100 марок тому человеку в зале, который сможет одолеть Катю. Говорят, никто не может заработать эти деньги; будущий муж Кати, Макс Хайман (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, принявших этот вызов. Вот что он сам рассказал Но мои мысли резко прервались, и все, что я успел запомнить, — это вращение моего тела в воздухе, мелькание голубого неба в глазах и свободное падение. Задыхаясь, я оказался на полу в полубессознательном состоянии. Надо мной возвышалась девушка: "Я тебя не обидела?". Затем она взяла меня на руки, как куклу, и отнесла в свою палатку".
В столице борьбы женщин, где их разрывали на части, отношение к этому было совершенно иным, если не считать зрелищ в государстве. Женщины-вахтеры в то время были редким исключением и рассматривались как цирковой номер, скорее как лошади. Или того хуже — отвратительное зрелище. Вот как, например, описывал французский журналист Макс Витербо соревнования по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году: "Соревнования по женской борьбе представляли собой зрелище самого крайнего рода. Лица зрителей в этом перегретом зале покраснели. Дым хватает вас за горло, непристойные ругательства закладывают уши. Борщевики бросаются друг на друга, как современные вакханки, терзая плоть друг друга.
Волосы развеваются, груди обнажены, рты сосредоточены на непристойностях, мужчины кричат, хлопают и топают ногами в залах". Тогда вообще не было традиции женского спорта. Более того, не было традиции женской борьбы, не было женской спортивной одежды, не было женщин-защитников, не было разработанных правил борьбы для женщин. Общество в то время еще не признавало женщину в том виде, в котором она признается сегодня. В то время заботились о здоровье и благополучии женщины, преувеличивая ее беспомощность и слабость.
Современное развитие женской борьбы и включение ее в программу Олимпийских игр дало повод для дискуссии о том, действительно ли женщины могут бороться.

